Недавно, будучи в гостях у родственников, я обратил
внимание на старинную икону Святителя Николая. Оказалось, что эту икону
тетя Лида хранит как память о своей двоюродной бабушке Екатерине,
доброй и отзывчивой женщине. Бабушка Катя (Екатерина Дмитриевна
Декалина) была одной из последних сестер-монахинь Симбирского Спасского
женского монастыря. После его закрытия в 1920 году она, вместе с другой
монахиней (Фокиной Анастасией Степановной), купила небольшой домик на
улице Степана Разина, где и жила тихой уединенной жизнью, заботясь о
детях своих братьев и сестер. Для родных и близких было полной
неожиданностью и потрясением, когда пожилую женщину арестовали в
декабре 1937 года. Племянница пыталась узнать о ее судьбе, но ничего
определенного в ответ так и не услышала. И лишь теперь стало известно,
что Екатерину Дмитриевну в числе 78 человек духовенства и верующих
мирян обвинили в участии в несуществующей «областной
контрреволюционной организации», якобы ставившей своей целью
вооруженное свержение Советской власти
История Симбирского Спасского девичьего монастыря, основанного в 17 веке.
... 70 человек приговорили к расстрелу, а
восьмерых к 10 годам заключения. В книге протоиерея В. Дмитриева
«Симбирская Голгофа» можно прочитать, что 15 осужденных, проходивших по
этому делу, были расстреляны в Ульяновске 21 января 1938 года, а 17
февраля были расстреляны и остальные 55 человек, в число которых
входила и бабушка Катя. За что их расстреляли? Да только за то, что
кротко и терпеливо старались следовать заповедям Христа, стремились
любить ближнего и нести свет этой любви другим людям.То, что монахини
действительно проявляли удивительную кротость и терпение, может
свидетельствовать удивительная переписка, хранящаяся в Государственном
архиве Ульяновской области, и проливающая свет на драматическую историю
закрытия Спасского женского монастыря в 1920 году, приводимую далее.
В частности, монахини написали письмо Ленину и
получили ответ с резолюцией управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевича
от 11 мая 1920 г. и председателя ВЦИК М.И. Калинина с просьбой к
местным властям внимательно разобраться в этом вопросе и поддержать
просьбу монахинь об организации в монастыре трудовой артели. Тем не
менее, в монастырь монахинь уже не пустили, поскольку он был занят под
другие цели – здесь был организован концентрационный лагерь. (см.
Чуканов И. Симбирские концентрационные лагеря / Симбирский курьер от
08.07.1997 № 79). В конце 1920 года президиум губисполкома разрешил
использовать «для нужд лагеря малую церковь женского монастыря… для
заключения арестованных на срок не менее 5 лет».
У священника А.П. Смирнова, бывшего в то время
узником этого лагеря есть воспоминания о том, как ему пришлось
переживать Страстную неделю и встречу Пасхального Воскресения:
«Приходилось лишь только из-за проволочных заграждений краешком уха
слышать это богослужение через раскрытую входную дверь монастырского
храма... В великие дни Страстей Христовых я был на принудительных
работах: рыл канавы, поднимал тяжелые камни для памятника Карлу Марксу,
чистил паровозы, облепленные грязным мазутом и т. д. и т. д. В той или
иной мере эта была живая действительная пассия в моей личной жизни. ...
Я всегда жил от Пасхи до Пасхи. В часы литургийной молитвы пред
Престолом при открытых Царских вратах испытывалось великое огромное
счастье... И боязно было подумать, что когда-нибудь в эту святую ночь
придется быть вне храма... Но это сбылось... Пасху я встретил вне
храма. Видел крестный ход, слышал начало утрени, а затем очутился в
запертом здании и у открытого окна воспринимал поэзию пасхальной ночи в
еле долетающих до слуха песнопениях, в мерцающих звездах, в звоне
колоколов, в возглашении петела и в умной молитве к Победоносно
Воскресшему Страдальцу Христу. В эту ночь я поднялся на значительную
высоту духовных лишений...». ("Мои узы за Христа" Симбирские
епархиальные ведомости. 1994, № 2. С. 42)
Концлагерь вскоре после окончания гражданской войны
был закрыт и часть монахинь смогла вернуться для проживания в
монастырь, однако большая часть бывших жилых помещений было отдано
рабочим патронного завода.
После закрытия монастыря еще почти 10 лет
действовала церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, однако этот,
«по величине и благолепию один из лучших храмов Симбирска» был разрушен
в тридцатые годы, как и большинство остальных храмов. Уничтожались
храмы, уничтожались активно и последние участницы духовной жизни
женского монастыря. Часть монахинь, включая последнюю настоятельницу –
игуменью Анфию (Лютикова Анфия Андреевна) – были сосланы на разные
сроки в начале 30-х годов, другая часть была расстреляна в 1938 году. В
Книге Памяти жертв политических репрессий, выпущенной Ульяновской
прокуратурой, перечислены имена 72 бывших монахинь, репрессированных на
территории области. Судьбы многих сосланных в ссылки и в лагеря
остается неизвестной.
Благодаря усилиям сестер-монахинь Комаровского
Михаило-Архангельского женского монастыря и их добровольных помощниц
сейчас понемногу происходит возрождение жизни в бывшем игуменском
корпусе старейшего в городе монастыря. Будем надеяться, что люди,
собирающиеся здесь, смогут нести в себе свет христианского милосердия,
который в свое время безропотно и терпеливо несли последние сестры
Симбирского Спасского женского монастыря.
На
фото: справа Декалина Екатерина Дмитриевна, слева Фокина Анастасия
Степановна. Фотография начала 1900-х годов (из архива Евентьевой Л.А.).
История закрытия Симбирского Спасского женского монастыря
О первых годах существования Симбирска мы знаем
очень мало, однако, почти все историки сходятся во мнении, что почти в
одно время с основанием Симбирского кремля начинает строиться и
Симбирский Спасский женский монастырь.
Монастырь изначально занимал территорию,
которая ограничена современными улицами: Бебеля, Советской, Маркса и
Пожарным переулком. В монастыре в 1691-1696 гг. был построен Спасский
собор и храм во имя Иверской иконы Божьей Матери (в 1861-1870 гг.). С
историей монастыря было связано много замечательного в жизни Симбирска.
Здесь была открыта одна из первых в городе больниц, организована
богадельня и училище для девиц-сирот из духовного звания, в ограде
монастыря существовало кладбище, где кроме монахинь были похоронены
некоторые губернаторы, почетные граждане и усердные прихожане.
Монастырь посещали члены императорской семьи (в 1837 году – Александр
). Более подробно историю монастыря можно прочесть в работе К. И. Невоструева. Кроме этого в приложении приводится список монашествующих Спасского монастыря на 1915-1917 гг..
В госархиве Ульяновской области хранится уникальная
переписка, проливающая свет на драматическую историю закрытия Спасского
женского монастыря в 1920 году (ГАУО, Ф. 200, оп.2, д.520, лл.
518-530).
В. Гуркин http://simbir-archeo.narod.ru
|